Компьютерные подсказки для начинающих

Программирование на c плюс. Зачем и как эффективно учить язык программирования Си: исчерпывающая подборка ресурсов для освоения

Язык Си был разработан Деннисом Ритчи и Брайаном Керниганом в 1969–1973 годах. Си задумывался для реализации операционной сети UNIX, но впоследствии он нашел себе более широкое применение.

На сегодняшний момент Си занимает стабильное второе место .

Зачем нужен Си?

Мы уже о важности языка Си, поэтому пробежимся по основным пунктам.

Начнем с того, что большая часть системного программного обеспечения пишется на языке Си. Ядро популярнейшей open source ОС Linux было написано на Си.

Огромным плюсом Си является то, что каждая инструкция языка транслируется в машинный код прямым и понятным образом. Исполняется ровно тот код, который программист видит на экране. Впрочем, в современных компиляторах, конечно, могут применяться , но в меньшинстве случаев.

Стоит также отметить, что наиболее популярные языки программирования тем или иным образом связаны с Си. Так, например, Java и C# имеют так называемый Си-подобный синтаксис, а C++ и Objective-C в том или ином роде являются расширениями Си.

Если вы пишете код на каком-нибудь динамическом языке программирования, будь то PHP, JavaScript или Python, то его интерпретатор, среда исполнения и большинство библиотек в основном написаны на Си. Следовательно, чтобы понять особенности поведения того или иного языка, нужно знать особенности языка Си. А если вы вышли за рамки возможностей своего языка программирования, то не успеете оглянуться, как начнёте писать новое расширение на Си.

К тому же, знание Си позволяет программисту по-настоящему оценить все прелести высокоуровневых языков программирования, а также и ограничения, которые возникают при их использовании.

И это доводы в пользу изучения Си.

Что дальше?

Теперь, когда мы разобрались, зачем нам нужен Си, возникает логичный вопрос: «А как его выучить?».

Книга «Язык программирования Си»

Никто не расскажет вам о Си лучше, чем создатели этого языка программирования. Поэтому книга «Язык программирования Си» , написанная Деннисом Ритчи и Брайаном Керниганом, является must-have для каждого, кто хоть как-то решил связать свою жизнь с Си.

Курс «The Complete C Developer Course - Build 7 Exciting Projects»

Курс покрывает как начальные аспекты языка, так и более продвинутые: программирование графики, модели памяти и многое другое. В процессе прохождения курса вы создадите 7 захватывающих проектов, таких как систему по управлению базами данных и свой собственный компьютерный вирус.

Курс платный, но он однозначно стоит своих денег. Дальше предлагаем бесплатные материалы.

Знаменитый гарвардский курс «CS50»

Теперь он языке. Прежде всего CS50 научит вас думать. Некоторые из тем, которые вы пройдете в течение курса: абстракция, алгоритмы, структуры данных, инкапсуляция, управление ресурсами, безопасность, разработка программного обеспечения и веб-разработка. Языки, которые вы будете использовать: C, Python, SQL и JavaScript вместе с HTML и CSS. И что немаловажно, курс бесплатный.

Бесплатный курс «C Tutorial for Beginners»

С этой программой вы изучите основы языка Си, разберётесь с указателями, структурами и объединениями, а также научитесь писать простые программы.

Бесплатные онлайн-курсы по Си от двух ведущих финских университетов

Включает в себя комплексные материалы и множество упражнений по программированию, а также автоматическую систему тестирования.

Над курсом совместно работали университет Аалто и университет Хельсинки (тот самый, где когда-то обучался Линус Торвальдс), а объясняемый в нем материал полностью дублирует курсы по Си, преподаваемые в этих университетах.

Книга «Learn C The Hard Way»

Книга обучит вас тому Си, который применяется в реальной жизни для создания реальных проектов, а не абстрактным механизмам и педантичной теории. Вы также изучите несколько важных тем, таких как алгоритмы и структуры данных и автоматизированное тестирование. Желающие могут найти ее перевод на русский язык. Tproger тоже часто рекомендует хорошие книги по программированию, так что загляните в

Популярность языка программирования Си трудно переоценить, особенно вспоминая его былые заслуги. Наверное, каждый разработчик, как минимум, знает о его существовании, и, как максимум, пробовал на нем программировать. Си является предшественником таких языков, как C++, Objective-C, C#, Java.

Компания Microsoft для разработки родного языка к своей платформе.Net выбрала именно Си-подобный синтаксис. Более того, на Си написано множество операционных систем.

Конечно, Си не идеален: создатели языка – Кен Томпсон и Деннис Ритчи – долгое время дорабатывали его. Стандартизация Си продолжается до сих пор. Он существует более 45 лет и активно используется.

С ним часто ассоциируют не один, а два языка программирования - C/C++. Однако ниже речь пойдет именно о «чистом» Си.

Язык Си восходит корнями к языку ALGOL (расшифровывается как ALGorithmic Language), который был создан в 1958 году совместно с комитетом Европейских и Американских учёных в сфере компьютерных наук на встрече в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Язык был ответом на некоторые недостатки языка FORTRAN и попыткой их исправить. Кроме того, разработка Си тесно связана с созданием операционной системы UNIX, над которой также работали Кен Томпсон и Деннис Ритчи.

UNIX

Проект МАС (Multiple Access Computer, Machine-Aided Cognition, Man and Computer) начался как чисто исследовательский в MIT в 1963 году.

В рамках проекта МАС была разработана операционная система CTSS (Compatible Time-Sharing System). Во второй половине 60-х было создано несколько других систем с разделением времени, например, BBN, DTSS, JOSS, SDC и Multiplexed Information and Computing Service (MULTICS) в том числе.

Multics – совместная разработка MIT, Bell Telephone Laboratories (BTL) и General Electric (GE) по созданию ОС с разделением времени для компьютера GE-645. Последний компьютер под управлением Multics выключили 31 октября 2000 года.

Однако BTL отошел от этого проекта еще в начале 1969 года.

Некоторые его сотрудники (Кен Томпсон, Деннис Ритчи, Стью Фельдман, Дуг МакИлрой, Боб Моррис, Джо Оссанна) захотели продолжить работу самостоятельно. Томпсон работал над игрой Space Travel на GE-635. Ее написали сначала для Multics, а потом переписали на Фортране под GECOS на GE-635. Игра моделировала тела Солнечной системы, а игроку надо было посадить корабль куда-нибудь на планету или спутник.

Ни софт, ни железо этого компьютера не годились для такой игры. Томпсон искал альтернативу, и переписал игру под бесхозный PDP-7. Память была объемом 8К 18-битных слов, и еще был процессор векторного дисплея для вывода красивой для того времени графики.


Изображение с сайта slideshare.net

Томпсон и Ритчи полностью вели разработку на кросс-ассемблере на GE и переносили код на перфолентах. Томпсону это активно не нравилось, и он начал писать ОС для PDP-7, начиная с файловой системы. Так появилась UNIX.

Томпсон хотел создать комфортабельное вычислительное окружение, сконструированное в соответствии с его дизайном, используя любые доступные средства. Его замыслы, что очевидно оглядываясь назад, вбирали в себя многие инновации Multics, включая понятие процесса как основы управления, древовидную файловую систему, интерпретатор команд в качестве пользовательской программы, упрощённое представление текстовых файлов и обобщённый доступ к устройствам.

PDP-7 UNIX также положил начало высокоуровневому языку B, который создавался под влиянием языка BCPL. Деннис Ритчи сказал, что В - это Си без типов. BCPL помещался в 8 Кб памяти и был тщательно переработан Томпсоном. В постепенно вырос в С.


Изображение с сайта it-world.com

К 1973 году язык Си стал достаточно силён, и большая часть ядра UNIX, первоначально написанная на ассемблере PDP-11/20, была переписана на Си. Это было одно из самых первых ядер операционных систем, написанное на языке, отличном от ассемблера.

Получается, что Си – это «сопутствующий продукт», полученный во время создания операционной системы UNIX.

Прародители Си

Вдохновлённые языком ALGOL-60, Математическая лаборатория Кембриджского Университета совместно с Компьютерным отделом Лондонского университета создали в 1963 году язык CPL (Combined Programming Language).

Язык CPL посчитали сложным, и в ответ на это Мартином Ричардсоном был создан в 1966 году язык BCPL, основное предназначение которого заключалось в написании компиляторов. Сейчас он практически не используется, но в своё время из-за хорошей портируемости он играл важную роль.

BCPL использовался в начале 1970-х в нескольких интересных проектах, в числе которых - операционная система OS6 и частично в зарождающихся разработках Xerox PARC.

BCPL послужил предком для языка Би (B), разработанного в 1969 в уже знакомой всем AT&T Bell Telephone Laboratories, не менее знакомыми Кеном Томпсоном и Деннисом Ритчи.

Как и остальные операционные системы того времени, UNIX был написан на ассемблере. Отладка программ на ассемблере настоящая мука. Томпсон решил, что для дальнейшей разработки ОС необходим язык высокого уровня и придумал небольшой язык B. За основу Томпсон взял язык BCPL. Язык B можно рассматривать как C без типов.

Во многих деталях BCPL, B и C различаются синтаксически, но в основном они похожи. Программы состоят из последовательности глобальных деклараций и объявлений функций (процедур). В BCPL процедуры могут быть вложенными, но не могут ссылаться на нестатические объекты определённые в содержащих их процедурах. B и C избегают такого ограничения, вводя более строгое: вложенных процедур нет вообще. Каждый из языков (за исключением самых древних версий B) поддерживает раздельную компиляцию и предоставляет средства для включения текста из именованных файлов.

В противоположность повсеместному изменению синтаксиса, которое происходило во время создания B, основная семантика BCPL - его структура типов и правила вычисления выражений - осталась нетронутой. Оба языка - безтиповые, вернее имеют единственный тип данных - «слово» или «ячейка», набор битов фиксированной длины. Память в этих языках - массив таких ячеек, а смысл содержимого ячейки зависит от операции, которая к ней применяется. Например, оператор "+" просто складывает свои операнды при помощи машинной инструкции add, и другие арифметические операции также безразличны к смыслу своих операндов.

Ни BCPL, ни B, ни C не выделяют в языке символьные данные; они считают строки векторами целых чисел и дополняют общие правила несколькими соглашениями. И в BCPL, и в B строковый литерал означает адрес статической области инициализированный символами строки упакованными в ячейки.

Как создавался Си

В 1970 Bell Labs приобрела для проекта компьютер PDP-11. Так как B был готов к работе на PDP-11, Томпсон переписал часть UNIX на B.

Но модель B и BCPL подразумевала издержки при работе с указателями: правила языка, определяя указатель как индекс в массиве слов, делали указатели индексами слов. Каждое обращение к указателю при исполнении генерировало масштабирование указателя в адрес байта, который ожидал процессор.

Поэтому становилось ясно, что для того, чтобы справиться с символами и байтовой адресацией, а также подготовиться к грядущей аппаратной поддержке вычислений с плавающей точкой, нужна типизация.

В 1971 году Ритчи начал создавать расширенную версию B. Сначала он назвал её NB (New B), но когда язык стал сильно отличаться от B, название сменили на C. Вот что, писал об этом сам Ритчи:

Я хотел, чтобы структура не только характеризовала абстрактный объект, но и описывала набор бит, который мог быть прочитан из каталога. Где компилятор смог бы спрятать указатель, наname, которого требует семантика? Даже если бы структуры были бы задуманы более абстрактными, и место для указателей могло бы быть спрятано где-нибудь, как бы я решил техническую проблему корректной инициализации этих указателей при выделении памяти для сложного объекта, возможно структуры содержащей массивы, которые содержат структуры, и так до произвольной глубины?

Решение состояло в решительном скачке в эволюционной цепочке между безтиповым BCPL и типизированным C. Он исключал материализацию указателя в хранилище, а вместо этого порождал его создание, когда имя массива упоминалось в выражении. Правило, которое сохранилось и в сегодняшнем C, состоит в том, что значения–массивы, когда они упоминаются в выражении, конвертируются в указатели на первый из объектов, составляющих этот массив.

Второе нововведение, которое наиболее ясно отличает C от его предшественников, - вот эта более полная структура типов и особенно её выразительность в синтаксисе деклараций. NB предлагал основные типы int и char совместно с массивами из них и указателями на них, но никаких других способов скомпоновать их.

Требовалось обобщение: для объекта любого типа должно быть возможным описать новый объект, который объединяет несколько таких объектов в массив, получает его из функции или является указателем на него.



Изображение из книги «Язык Си»: M. Уэйт, С. Прата, Д. Мартин

Для любого объекта такого составного типа, уже был способ указать на объект, который является его частью: индексировать массив, вызвать функцию, использовать с указателем оператор косвенного обращения. Аналогичное рассуждение приводило к синтаксису объявления имён, который отражает синтаксис выражения, где эти имена используются. Так

объявляет целое, указатель на целое и указатель на указатель на целое. Синтаксис этих объявлений отражает тот факт, что i, *pi, и **ppi все в результате дают тип int, когда используются в выражении. Похожим образом
объявляют функцию, возвращающую целое, функцию возвращающую указатель на целое, указатель на функцию возвращающую целое;
объявляют массив указателей на целое, указатель на массив целых.

Во всех этих случаях объявление переменной напоминает её использование в выражении, чей тип – это то, что находится в начале объявления.

70-е годы: «смутное время» и лже-диалекты

Язык к 1973 стал достаточно стабилен для того, чтобы на нём можно было переписать UNIX. Переход на C обеспечил важное преимущество: переносимость. Написав компилятор C для каждой из машин в Bell Labs, команда разработчиков могла портировать на них UNIX.

По поводу возникновения языка Си Питер Мойлан в своей книге «The case against C» пишет: «Нужен был язык, способный обойти некоторые жесткие правила, встроенные в большинство языков высокого уровня и обеспечивающие их надежность. Нужен был такой язык, который позволил бы делать то, что до него можно было реализовать только на ассемблере или на уровне машинного кода».

C продолжил развиваться в 70-х. В 1973–1980-х годах язык немного подрос: структура типов получила беззнаковые, длинные типы, объединение и перечисление, структуры стали близкими к объектам–классам (не хватало только нотации для литералов).

Первая книга по Cи. Книга «Язык программирования Си», написанная Брайаном Керниганом и Деннисом Ритчи и опубликованная в 1978 году, стала библией программистов на Си. При отсутствии официального стандарта эта книга – известная также как K&R, или «Белая Книга», как любят называть поклонники си – фактически стала стандартом.


Изображение с сайта learnc.info

В 70-х программистов на Cи было немного и большинство из них были пользователями UNIX. Тем не менее, в 80-х Cи вышел за узкие рамки мира UNIX. Компиляторы Cи стали доступны на различных машинах, работающих под управлением разных операционных систем. В частности, Си стал распространяться на быстро развивающейся платформе IBM PC.

K&R ввёл следующие особенности языка:

Структуры (тип данных struct);
длинное целое (тип данных long int);
целое без знака (тип данных unsigned int);
оператор += и подобные ему (старые операторы =+ вводили анализатор лексики компилятора Си в заблуждение, например, при сравнении выражений i =+ 10 и i = +10).

K&R C часто считают самой главной частью языка, которую должен поддерживать компилятор Си. Многие годы даже после выхода ANSI Cи он считался минимальным уровнем, которого следовало придерживаться программистам, желающим добиться от своих программ максимальной переносимости, потому что не все компиляторы тогда поддерживали ANSI C, а хороший код на K&R C был верен и для ANSI C.

Вместе с ростом популярности появились проблемы. Программисты, писавшие новые компиляторы брали за основу язык, описанный в K&R. К сожалению, в K&R некоторые особенности языка были описаны расплывчато, поэтому компиляторы часто трактовали их на своё усмотрение. Кроме того, в книге не было чёткого разделения между тем, что является особенностью языка, а что особенностью операционной системы UNIX.

После публикации K&R C в язык было добавлено несколько возможностей, поддерживаемых компиляторами AT&T, и некоторых других производителей:

Функции, не возвращающие значение (с типом void), и указатели, не имеющие типа (с типом void *);
функции, возвращающие объединения и структуры;
имена полей данных структур в разных пространствах имён для каждой структуры;
присваивания структур;
спецификатор констант (const);
стандартная библиотека, реализующая большую часть функций, введённых различными производителями;
перечислимый тип (enum);
дробное число одинарной точности (float).

Ухудшало ситуацию и то, что после публикации K&R Си продолжал развиваться: в него добавлялись новые возможности и из него вырезались старые. Вскоре появилась очевидная необходимость в исчерпывающем, точном и соответствующем современным требованиям описании языка. Без такого стандарта стали появляться диалекты языка, которые мешали переносимости – сильнейшей стороне языка.

Стандарты

В конце 1970-х годов, язык Си начал вытеснять BASIC, который в то время был ведущим в области программирования микрокомпьютеров. В 1980-х годах он был адаптирован под архитектуру IBM-PC, что привело к значительному скачку его популярности.

Разработкой стандарта языка Си занялся Американский национальный институт стандартов (ANSI). При нём в 1983 году был сформирован комитет X3J11, который занялся разработкой стандарта. Первая версия стандарта была выпущена в 1989 году и получила название С89. В 1990, внеся небольшие изменения в стандарт, его приняла Международная Организация Стандартизации ISO. Тогда он стал известен под кодом ISO/IEC 9899:1990, но в среде программистов закрепилось название, связанное с годом принятия стандарта: С90. Последней на данный момент версией стандарта является стандарт ISO/IEC 9899:1999, также известный как С99, который был принят в 2000 году.

Среди новшеств стандарта С99 стоит обратить внимание на изменение правила, касающегося места объявления переменных. Теперь новые переменные можно было объявлять посреди кода, а не только в начале составного блока или в глобальной области видимости.

Некоторые особенности C99:

Подставляемые функции (inline);
объявление локальных переменных в любом операторе программного текста (как в C++);
новые типы данных, такие, как long long int (для облегчения перехода от 32- к 64-битным числам), явный булевый тип данных _Bool и тип complex для представления комплексных чисел;
массивы переменной длины;
поддержка ограниченных указателей (restrict);
именованная инициализация структур: struct { int x, y, z; } point = { .y=10, .z=20, .x=30 };
поддержка однострочных комментариев, начинающихся на //, заимствованных из C++ (многие компиляторы Си поддерживали их и ранее в качестве дополнения);
несколько новых библиотечных функций, таких, как snprintf;
несколько новых заголовочных файлов, таких, как stdint.h.

Стандарт С99 сейчас в большей или меньшей степени поддерживается всеми современными компиляторами языка Си. В идеале, код написанный на Си с соблюдением стандартов и без использования аппаратно- и системно-зависимых вызовов, становился как аппаратно- так и платформенно-независимым кодом.

В 2007 году начались работы над следующим стандартом языка Си. 8 декабря 2011 опубликован новый стандарт для языка Си (ISO/IEC 9899:2011). Некоторые возможности нового стандарта уже поддерживаются компиляторами GCC и Clang.

Основные особенности С11:

Поддержка многопоточности;
улучшенная поддержка Юникода;
обобщенные макросы (type-generic expressions, позволяют статичную перегрузку);
анонимные структуры и объединения (упрощают обращение ко вложенным конструкциям);
управление выравниванием объектов;
статичные утверждения (static assertions);
удаление опасной функции gets (в пользу безопасной gets_s);
функция quick_exit;
спецификатор функции _Noreturn;
новый режим эксклюзивного открытия файла.

Несмотря на наличие стандарта 11 года, многие компиляторы до сих пор не поддерживают полностью даже версии C99.

За что критикуют Си

У него достаточно высокий порог вхождения, что затрудняет его использование в обучении в качестве первого языка программирования. Программируя на Си, нужно учитывать множество деталей. «Будучи рождён в среде хакеров, он стимулирует соответствующий стиль программирования, часто небезопасный, и поощряющий написание запутанного кода», пишет Википедия.

Более глубокую и аргументированную критику высказал Питер Мойлан. Он посвятил критике Си целых 12 страниц. Приведем пару фрагментов:

Проблемы с модульностью
Модульное программирование на языке Си возможно, но лишь в том случае, когда программист придерживается ряда довольно жестких правил:

На каждый модуль должен приходиться ровно один header-файл. Он должен содержать лишь экспортируемые прототипы функций, описания и ничего другого (кроме комментариев).

Внешней вызывающей процедуре об этом модуле должны быть известны только комментарии в header-файле.

Для проверки целостности каждый модуль должен импортировать свой собственный header-файл.

Для импорта любой информации из другого модуля каждый модуль должен содержать строки #include, а также комментарии, показывающие, что, собственно, импортируется.

Прототипы функций можно использовать только в header-файлах. (Это правило необходимо, поскольку язык Си не имеет механизма проверки того, что функция реализуется в том же модуле, что и ее прототип; так что использование прототипа может маскировать ошибку «отсутствия функции» - «missing function»).

Любая глобальная переменная в модуле, и любая функция, кроме той, что импортируется через header-файл, должны быть объявлены статическими.

Следует предусмотреть предупреждение компилятора «вызов функции без прототипа» (function call without prototype); такое предупреждение всегда нужно рассматривать как ошибку.

Программист должен удостовериться в том, что каждому прототипу, заданному в header- файле, соответствует реализованная под таким же именем в том же модуле неприватная (т.е. нестатическая в обычной терминологии Си) функция. К сожалению, природа языка Си автоматическую проверку этого делает невозможной.

Следует с подозрением относиться к любому использованию утилиты grep. Если прототип расположен не на своем месте, то это, скорее всего, ошибка.

В идеале программисты, работающие в одной команде, не должны иметь доступа к исходным файлам друг друга. Они должны совместно использовать лишь объектные модули и header-файлы.

Очевидная трудность в том, что мало кто будет следовать этим правилам, ибо компилятор не требует их неукоснительно соблюдать. Модульный язык программирования по меньшей мере частично защищает хороших программистов от того хаоса, который создают плохие программисты. А язык Си этого сделать не в силах.



Изображение с сайта smartagilee.com
Проблемы с указателями
Несмотря на все достижения в теории и практике структур данных, указатели остаются для программистов настоящим камнем преткновения. На работу с указателями приходится значительная часть времени, расходуемого на отладку программы, и именно они создают большинство проблем, осложняющих ее разработку.

Можно различать важные и неважные указатели. Важным в нашем понимании считается указатель, необходимый для создания и поддержания структуры данных.

Указатель считается неважным, если он не является необходимым для реализации структуры данных. В типичной программе на языке Си неважных указателей намного больше, чем важных. Причины тому две.

Первая состоит в том, что в среде программистов, использующих язык Си, стало традицией создавать указатели даже там, где уже существуют иные ничем не уступающие им методы доступа, например, при просмотре элементов массива.

Вторая причина - правило языка Си, согласно которому все параметры функций должны передаваться по значению. Когда вам нужен эквивалент VAR-параметра языка Паскаль или inout- параметра языка Ada, единственное решение состоит в том, чтобы передать указатель. Этим во многом объясняется плохая читаемость программ на языке Си.

Ситуация усугубляется, когда бывает необходимо передать важный указатель в качестве входного/выходного параметра. В этом случае функции надо передать указатель на указатель, что создает затруднения даже для самых опытных программистов.

Си – жив

Согласно данным на июнь 2016 года, индекс TIOBE, который измеряет рост популярности языков программирования, показал, что C занимает 2 место:

Пусть кто-то скажет, что Си устарел, что его широкое распространение - следствие удачи и активного PR. Пусть кто-то скажет, что без UNIX язык Си никогда бы не создали. Добавить метки

Я решил иногда публиковать избранные главы из стандарта по языку С++.

Сейчас уже заканчивается работа над стандартом 2017 года. Но действующим на текущий момент является стандарт 2014. Официальная версия стандарта платная (цена 133 бакса).

Однако на официальном сайте можно скачать версию 2014 (неофициальную, но рабочую и вполне пригодную для изучения). Поэтому я буду публиковать на своём сайте отрывки стандарта 2014.

Вы можете скачать документ и сами его прочитать. Однако оригинальный документ на , что ещё более усложняет его изучение. Поэтому я и затеял эту эпопею с переводом.

Длиться она будет долго, если не бесконечно))) Потому что в стандарте более 1300 страниц.

Но, надеюсь, что кому-то эти сведения окажутся полезными. Поэтому, а также для того, чтобы не забыть английский, я иногда буду это делать…

А начнём мы с первой страницы документа и краткого содержания…

Номер документа: N4296
Дата: 2014-11-19
Пересмотр: N4140
Ответственный: Richard Smith
Google Inc
[email protected]

Рабочий проект, Стандарт для программирования

Язык C ++

Примечание: это ранний проект. Известны неточности и отсутствуют некоторые сведения, и стандарт имеет много не очень хороших мест, которые должны быть доработаны.

ВАЖНО!
Не все компиляторы и средства разработки в точности соответствуют стандартам. То есть некоторые функции, определённые стандартом, могут не поддерживаться каким-то компилятором. А также компиляторы могут предоставлять свои дополнительные функции и библиотеки, которых нет в стандарте.

ПРИМЕЧАНИЕ
Ниже приведены основные разделы стандарта С++ 2014. По мере сил я буду переводить эти разделы, а также давать свои комментарии там, где это необходимо. И тогда вместо текста с названием раздела будут появляться ссылки. Также у разделов будут появляться подразделы...

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

СПИСОК ТАБЛИЦ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ

2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
4. СТАНДАРТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
5. ВЫРАЖЕНИЯ
6. ОПЕРАТОРЫ
7. ОБЪЯВЛЕНИЯ
8. ОПИСАТЕЛИ
9. КЛАССЫ
10. ПРОИЗВОДНЫЕ КЛАССЫ
11. УПРАВЛЕНИЕ ДОСТУПОМ К ЧЛЕНАМ
12. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ-ЧЛЕНЫ
13. ПЕРЕГРУЗКА
14. ШАБЛОНЫ
15. ОБРАБОТКА ИСКЛЮЧЕНИЙ
16. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА
17. БИБЛИОТЕКИ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
18. БИБЛИОТЕКА ПОДДЕРЖКИ ЯЗЫКА
19. БИБЛИОТЕКА ДИАГНОСТИКИ
20. БИБЛИОТЕКА ОСНОВНЫХ УТИЛИТ
21. БИБЛИОТЕКА СТРОК
22. БИБЛИОТЕКА ЛОКАЛИЗАЦИИ
23. БИБЛИОТЕКА КОНТЕЙНЕРОВ
24. БИБЛИОТЕКА ИТЕРАТОРОВ
25. БИБЛИОТЕКА АЛГОРИТМОВ
26. БИБЛИОТЕКА ЧИСЕЛ
27. БИБЛИОТЕКА ВВОДА-ВЫВОДА
28. БИБЛИОТЕКА РЕГУЛЯРНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
29. БИБЛИОТЕКА АТОМАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
30. БИБЛИОТЕКА ПОДДЕРЖКИ ПОТОКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ A. ГРАММАТИКА: ИТОГИ
ПРИЛОЖЕНИЕ B. РАЗМЕРЫ ВЫХОДНЫХ ФАЙЛОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ C. ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТИМОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ E. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИМЕНА ДЛЯ СИМВОЛОВ ИДЕНТИФИКАТОРА
ПРИЛОЖЕНИЕ F. ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ССЫЛКИ
ИНДЕКС
ИНДЕКС ПРОДУКТОВ ГРАММАТИКИ
ИНДЕКС ИМЁН БИБЛИОТЕК
ИНДЕКС ОПРЕДЕЛЁННОГО РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ

Книга представляет собой введение в язык программирования C++. Основное отличие данной книги от предыдущих изданий C++ для чайников в том, что это издание не требует от читателя каких-либо дополнительных знаний, в то время как предыдущие издания опирались на знание читателем языка программирования С. Несмотря на простоту изложения материала, он подан в книге достаточно строго, так что, изучив основы программирования на C++ с помощью этой книги читатель уже не будет сталкиваться с трудностями
при дальнейшем изучении языка.
Эта книга не учит программированию для Windows или созданию красивого интерфейса двумя движениями мышью; изложенный в ней материал не привязан к какому-то определённому компилятору или операционной системе. Она вряд ли будет полезна профессиональному программисту, но если ваша цель - глубокое знание языка программирования и вы не знаете, с чего начать, - эта книга для вас.

Что такое C++.
C++ представляет собой объектно-ориентированный низкоуровневый язык программирования, отвечающий стандартам ANSI и Международной организации стандартов (International Standards Organization - ISO). Объектная ориентированное C++ означает, что он поддерживает стиль программирования, упрощающий кодирование крупномасштабных программ и обеспечивающий их расширяемость. Будучи низкоуровневым языком, C++ может генерировать весьма эффективные высокоскоростные программы.

В качестве объектно-ориентированного языка программирования C++ обладает высокой степенью гибкости и расширяемости, что обеспечивает его применение для создания крупномасштабных проектов. В настоящее время C++ является одним из наиболее популярных языков программирования для разработки приложений любого типа. Большинство современных программ, работающих на персональных компьютерах, написаны именно на C++.

ОГЛАВЛЕНИЕМ
СОДЕРЖАНИЕ 6
Введение 17
Часть 1. Первое знакомство с C++ 23
Глава 1. Написание вашей первой программы 25
Глава 2. Премудрости объявления переменных 41
Глава 3. Выполнение математических операций 50
Глава 4. Выполнение логических операций 55
Глава 5. Операторы управления программой 66
Часть 2. Становимся функциональными программистами 79
Глава 6. Создание функций 81
Глава 7. Хранение последовательностей в массивах 92
Глава 8. Первое знакомство с указателями в C++ 105
Глава 9. Второе знакомство с указателями 117
Глава 10. Отладка программ на C++ 128
Часть 3. Введение в классы 143
Глава 11. Знакомство с объектно-ориентированным программированием 145
Глава 12. Классы в C++ 149
Глава 13. Работа с классами 154
Глава 14. Указатели на объекты 167
Глава 15. Защищённые члены класса: не беспокоить! 181
Глава 16. Создание и удаление объектов 188
Глава 17. Аргументация конструирования 198
Глава 18. Копирующий конструктор 213
Глава 19. Статические члены 224
Часть 4. Наследование 231
Глава 20. Наследование классов 233
Глава 21. Знакомство с виртуальными функциями-членами: настоящие ли они 240
Глава 22. Разложение классов 249
Часть 5. Полезные особенности 269
Глава 23. Оператор присвоения 271
Глава 24. Использование потоков ввода-вывода 277
Глава 25. Обработка ошибок и исключения 290
Глава 26. Множественное наследование 298
Глава 27. Шаблоны C++ 308
Глава 28. Стандартная библиотека шаблонов 317
Часть 6. Великолепная десятка 329
Глава 29. Десятъ способов избежать ошибок 331
Глава 30. Десятъ основных возможностей Dev-C++ 336
Глава 31. Программа BUDGET 343
Приложение. Содержимое прилагаемого компакт-диска 379
Пиктограммы
Предметный указатель 380.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу C++ для чайников, Стефан Рэнди Дэвис - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
есть на ФКНе такой предмет: ЯСиТП (язык си и теория программирования). иситовцы изучают его на третьем курсе и особых проблем с ним, как правило, не имеют. а несчастные студенты с мкн вынуждены именно с него начать изучение программирования - с первых недель пребывания в универе. все бы ничего - если студент в школе хоть немного учил информатику и хорошо знаком с паскалем - выучит синтаксис и дальше будет загоняться матаном и дискретой. а если не учил и не знаком? то есть даже совсем?
тогда ваше дело труба\дрянь\плохо.
первое: на лекциях Хлебостроева не спать. нет труднее задачи, чем не прикорнуть под его размеренный голос на четвертой паре, но... все зависит от вас.
второе: начните читать книжку, например http://www.ph4s.ru/bookprogramir_1.html там найдете книгу Богатырева "руководство полного идиота по программированию" или что-то другое по вкусу.
третье и пожалуй самое главное: ПРАКТИКА. о чем я и поведу речь.
прежде чем пытаться что-либо писать дома, надо установить правильную студию. по опыту почти всего мкн2012 года набора вижул студио 2010 с++ экспресс - нерабочая. то что ИДЕАЛЬНО написано на компах в универе, она читает с ошибкой без возможности исправления. почему - не наше дело, мы ищем вижуал студио 2010 (2012) ултимайт (Visual Studio Ultimate 2012). например здесь:http://www.microsoft.com/visualstudio/ru... . устанавливаем пробную версию, после чего можно уже приступать к практике.

(примечание1:
файл - дополн.параметры сохранения - кирилица doc. тогда консоль будет нормально читать русские буквы.

ПРИМЕЧАНИЕ2: для того чтобы получить полноценную программу из представленного кода необходимо создать новый проэкт в вижуал студио, выбрать пункт "пустой проэкт", указать имя проэкта, в папке "файлы исходного кода" правой клавишей мыши добавить новый элемент "файл с++", скопировать в образовавшееся окно мой код и скомпилировать (клавиши контрол+ F5), после чего попробовать написать что-то подобное самостоятельно.)

ПРАКТИКА.
программирование классически начинается с написания элементарной программы "привет мир!".
на форуме есть несколько тем об этой программе на разных языках, кроме с++, поэтому вот код:

#include "stdio.h" #include "conio.h" int main(int argc, char* argv) { printf("Hello, World!\n"); }

полезно написать так же пару тройку простейших программ такого типа (например эта выводит результат уравнения с известными заранее данными):

// tytytyty.cpp: Defines the entry point for the console application. // #include "stdafx.h" int _tmain(int argc, _TCHAR* argv) { int x , y , z; x = 9; y = 4; z = x*y; printf("%d", z); }

затем посложнее(эта программа считывает два вводимых значения и дает результат уравнения с введенными значениями):

#include "stdio.h" void main() { int x , y , z; scanf("%d, %d", &x, &y); z = x*y; printf("%d", z); }

следующая программа, заданная преподом после "привет мир!", у меня выглядела так:
условие: дан квадрат и вписанный в него круг. найти половину площади квадрата, оставшуюся за пределами круга, если будет известна сторона квадрата.
решение:

#include "stdio.h" #include "math.h" #define PI 3.1415926535897932384626433832795 void main() { double x; printf("введите значение стороны квадрата x = "); scanf("%lf", &x); double y = x / 2; double f = x * x; double z = PI * y * y; double s = (f - z) / 2; printf("%lf\n", s); }

как вариант с использованием библиотеки констант:

#define _USE_MATH_DEFINES #include "stdio.h" #include "math.h" void main() { double x; printf("x = "); scanf("%lf", &x); double y = x / 2; double f = x * x; double z = M_PI * y * y; double s = (f - z) / 2; printf("%lf\n", s); }

программа номер пять из таск два. условие: решить квадратное уравнение с задаваемыми коэфицентами.
реализация:

#include "stdio.h" #include "math.h" #include "conio.h" int main() { float x , x1, sq, a, b, c; printf("Vvedite znachenija a, b, c: "); scanf("%f, %f, %f", &a, &b, &c); if (a == 0) { x = - c / b; printf("%f", x); } else { float k; k = b * b - 4 * a * c; if (k < 0) { printf("Kornei net!"); } else if (k == 0) { x = - b / (2 * a); printf("%f", x); } else { sq = sqrt(k); x = (-b + sq) / (2 * a); x1 = (-b - sq) / (2 * a); printf("%f, %f", x, x1); } } getch(); return 0; }

(ВНИМАНИЕ!! при указании библиотек вместо знаков больше \ меньше везде указаны кавычки)

ПОСЛЕСЛОВИЕ: позднее будут добавляться остальные задачи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!