Компьютерные подсказки для начинающих

Сайменский канал. Озеро Сайма

Совершив первую поездку из Санкт-Петербурга в Финляндию, обратили внимание на то, что значительная часть автомобильной трассы проходит вдоль искусственного канала. Заинтересовались, полезли в книжки и Интернет. Выяснили, что уже со второй половины XIX века финское озеро Сайма и Выборгский залив Балтийского моря связывает судоходный Сайменский канал общей протяженностью без малого 60 км. Естественно, возникло желание «познакомиться» с этим гидротехническим сооружением поближе.

Как добраться до Сайменского канала?

Экскурсии по Сайменскому каналу организуют теплоходами как из Выборга, так и из финского городка Лаппенранта. Переход занимает пять с половиной часов. Из-за ограниченности во времени мы выбрали другой вариант: автобусная экскурсия в Финляндию с двухчасовой прогулкой на теплоходе по каналу за первый шлюз.

Начало поездки не сулило безмятежного отдыха – от самого Питера до границы дождь струйками разбегался по автобусным стеклам. Однако, к нашему прибытию на причал Лаппенранты солнце почувствовало себя смелее. Зонты были спрятаны.

Погрузка на теплоходик прошла энергично, и вот мы уже отчаливаем. По правому борту – причалы для стоянки яхт и катеров. Их количеству может позавидовать иной южный курорт!

Через несколько минут мы уже выходим из бухточки на просторы озера Сайма.

Берега начинают сближаться, мы входим в канал. Глядя на эти аккуратные откосы, выложенные гранитными плитками, ухоженные газоны, трудно себе представить весь титанический объем грубой, черновой работы, предшествовавшей сегодняшнему порядку.

Больше 36 км гранита пришлось расколоть, взорвать, распилить, выгрызть, чтобы создать искусственное русло глубиной чуть больше 5 метров и шириной 30-34 метра.

Еще 23 км канала – это природные реки и озера.

В двух километрах от начала канала находится первый из восьми шлюзов – Мялкия. Конструкция всех шлюзов одинакова. Верхние ворота – подъемно-опускные, нижние – распашные. Ширина камеры – 12,5 м, длина – 85 м.

Различаются шлюзы только высотой перепада воды. Мялкия – самый впечатляющий лифт, поднимающий (опускающий) суда на 12,4 м.

Вдумайтесь: уровень Сайменской озерной системы почти на 80 м выше уровня воды в Выборгском заливе! На всем протяжении канала построено 8 шлюзов, которые обеспечивают судоходство.

Мысли о соединении Сайменской озерной системы с Балтийским морем искусственным каналом издавна не давали покоя правителям здешних мест. Но несовершенство техники и технологий, а главное - отсутствие достаточного финансирования препятствовали реализации смелых планов. Только российский самодержец Николай I, осознавая необходимость обустройства территорий, вошедших в состав империи после русско-шведской войны, принял решение о строительстве канала. Земляные работы начались в 1845 году. Торжественное открытие канала состоялось уже при императоре Александре II, в 1856 году.

А через 5 лет добрая половина экспорта финского леса шла через канал, восточная Финляндия оказалась более доступной для путешественников, среди состоятельных петербуржцев стало модным строить дачи на живописных берегах канала.

Интенсивная эксплуатация канала осуществлялась вплоть до войны 1939 года между СССР и Финляндией. После завершения войны канал оказался разделенным между двумя государствами. Только в 1962 году (!) было подписано соглашение, по которому Финляндии передавался в аренду на 50 лет сам канал и прилегающие территории. Сразу же, с 1963 по 1968 годы была проведена реконструкция шлюзов для прохода более крупных судов. Вместо первоначальных 15-ти шлюзов было построено 8, с одновременной разработкой нового, более широкого русла.

Тем временем, теплоход вышел из шлюза и на ближайшем широком месте развернулся в обратный путь. Оставив справа по борту ворота старого шлюза, мы входим в камеру современного Мялкия.

Каких-то десять минут бурлящей воды вокруг – и мы на верхнем «этаже» канала.

Северный август словно позволил рассмотреть устройство канала, шлюза и снова нагнал на нас дождевые тучи.

Впереди показался фонтан, устроенный посреди бухты, - путешествие подходит к концу.

Мы еще раз вернулись к шлюзу Мялкия, чтобы увидеть всю картинку с берега. Чтобы увидеть заросшее камышом старое русло.

Чтобы увидеть новое русло.

Чтобы увидеть российские яхты, возвращающиеся в родной порт.

Возвращающиеся по водному пути, который сами фины признают заслугой России и российских императоров.

Самые ранние попытки строительства водного пути между озером Сайма и Финским заливом были предприняты в 1949 и 1607 гг. В первой половине 19-го века после того как Финляндия стала автономной частью Российской империи, к проекту строительства вернулись заново. Канал строился с 1845 по 1856 года. Открытие для судоходства было приурочено ко дню коронации Александра II, 7 сентября 1856 года. Протяженность канала, с 28 шлюзами, составляла 58 километров. Под размер шлюзов были построены специальные баржи, которые получили название "Сайменская самоходная баржа". К 1920 году для прохождения судов с более крупными габаритами появилась потребность в расширение русла. К началу второй мировой войны работы были на половину готовы. Вследствие войны граница разделила канал почти пополам. В 1963 году был подписан договор, сроком на 50 лет, об аренде Финляндией советской части Сайменского канала. С 1963 по 1968 года велось так называемое "третье строительство". В торжественной обстановке (5-го августа 1968) новый канал был открыт.

Канал сегодня

Общая протяжённость канала 43 километра, 23 км. на территории Финляндии и 20 км. на арендуемой у России территории. Ширина фарватера 34-35 м., глубина 5,2 м.. Для преодоления разницы уровней залива и озера, которая составляет почти 76 метров, были построены 8 шлюзов, длиной 85 м. и шириной 13 м.. Перепад между уровнями воды в шлюзах колеблется 5.5 м. до 12.7 м.. В верхнем конце шлюза находится подъёмно-спускные ворота, а в нижнем конце - двустворчатые ворота. Высота воды в шлюзе регулируется при помощи этих ворот, двигаемых либо электронно-механическим, либо гидравлическим способом. При этом судно или поднимается, либо опускается в шлюзе. Вместимость судна с наибольшими разрешёнными габаритами составляет 2500 тонн, больше чем товарный поезд.

Пассажирское судоходство

С уникальным миром канала можно ознакомится, например, путешествую на судне из города Лаппеенранта до шлюза Malkia. В летнее время осуществляется ежедневное сообщение из Лаппеенранты в Выборг и обратно.

Оценить всю красоту канала можно путешествуя на собственной яхте. Движение по финской стороне канала без ограничений и бесплатное. Информацию о правилах, формальностях и сборах прохода можно получить от официальных властей по каналу.

Музей Сайменского канала

Музей Сайменского канала расположен в районе Malkia-Mustola, где можно увидеть конструкции и здания канала различных времён. Историческая выставка располагается в бывшем роскошном служебном доме начальника верхнего района канала. Дом построен в 1845 году. Прилегающая к дому территория окружена цветниками и парковыми аллеями приведена в порядок. Тропинка рядом с домом приведёт Вас к каналу. В экспозицию музея входит выемка Понтус, которая представляет собой одну из самых ранних попыток строительства канала, ещё в первой половине 17-го века. Тоннель и роликовый мост в Kansola также являются ознокомительными объектами музея.

С мая по сентябрь из уютной Лаппеенранты, которую называют дочерью Саймы, отправляются по озеру большой и комфортный теплоход Camilla (Камилла). Шлюзы, через которые проходит теплоход и великолепные пейзажи оставляют неизгладимое впечатление от таких круизов. Прохождение шлюза- мероприятие увлекательное и зрелищное. Судно опускается и когда уровень воды выравнивается, шлюз открывается. Перепад высот до 13 метров. В какой-то момент становится даже страшновато.

Корабль совпеменный и просторный, есть большая открытая верхняя палуба, при ней закрытая терраса и кафе. А внизу ресторан с баром и закрытая палуба. Для детей есть игровой уголок.Аудиогид на финском, немецком и английском языке рассказывает об истории Лаппеенранты и Саймы.

Чудесная возможность разнообразить летний день таким вот круизом - приятное времяпровождение вдали от городской суеты и новые впечатления гарантированы.

Полезная информация

Теплоход Камилла построен во Франции в 1987 году. Длина 31,2м, ширина 8,4м, глубина 1,6м. Максимальное количество пассажиров - 350.

С 22 мая по 1 сентября отправления с понедельника по субботу. Круиз по Сайменскому каналу с 12.00 по 14.00. В июле - дополнительно по субботам с 15.00 по 17.00 и по воскресеньям с 14.00 по 16.00. Круиз по каналу и архипелагу озера Сайма с 18.00 по 21.00.

Билеты можно приобрести на набережной, возле теплохода Camilla.

Для заказных круизов маршрут, программа и меню составляются с учётом индивидуальных пожеланий клиента.

Расписание круизов и цены: http://www.karelialines.fi/camilla/russia.html

Торжественное открытие Сайменского канала состоялось 7 сентября 1856 года. К сожалению, пышное празднество, уст роенное по этому случаю в Выборге омрачил пожар в замке, возникший от фейерверка.
Построенный с целью облегчить торговые сношения жителей Финляндии между собой, с Россией и другими странами, Сайменский канал начал быстро оправдывать затраченные на него средства. Благодаря каналу «пространство торговых берегов Финляндии» увеличилось на одну треть. Улучшилось сообщение по воде между Гельсингфорсом, Выборгом, Петербургом, Таллинном, Стокгольмом, Лондоном. Канал функционировал около ста восьмидесяти дней в году.
В 1897 году по нему прошло 5198 судов, а в 1910-м - 9402. К тому времени доход от Сайменского канала в четыре раза превышал прибыль от всех подобных сооружений Финляндии, вместе взятых.
Сказочная красота берегов канала привлекала многочисленных путешественников. Особой известностью пользовался остров на озере Сайма Пункахарью (свиной хребет - финск.). Он вытянулся длинной узкой полосой и почти достигал своими восточной и западной оконечностями материка, с которым имелось паромное сообщение. С возвышенностей этого острова открывались особенно живописные виды «многоводной, скалистой и лесной страны». Художница А. П. Остроумова-Лебедева, дважды посетив эти места в первом десятилетии нынешнего века, увлекательно рассказала о них в своей книге воспоминаний:
«Путешествие наше было приятно. Пароход небольшой, быстроходный, блестел чистотой. Он быстро плыл по озерам, каналам, заливам, изредка причаливая к пристаням, чтобы забрать пассажиров.
Через несколько часов пути мы доехали до славящейся красотой Пункахарью (свиной хребет). Это узкая, гористая полоса земли. Она иногда шириной только в дорогу. Ее склоны с обеих сторон круто обрываются вниз, к воде. Виды, открывающиеся с ее вышины, такой необыкновенной красоты и пленительности и так своеобразны, что сравнивать их ни с какими в мире нельзя.
Пункахарью прихотливо вьется по глубоким, прозрачным озерам. На них рассыпаны бесчисленные острова и островки. Сосны с рыжими стволами, печальные ели, раскидистые голубоватые можжевельники заполняют пейзаж до безграничных далей. Все это отражается в тихой, зеркальной воде. Построек почти нет, или они прячутся в чаще лесов. Весь пейзаж вызывает в душе чувство какой-то ясной и прозрачной тишины Елисейских полей.
Я была совершенно очарована неожиданными для меня дивными видами. К сожалению, мы в тот же день должны были вернуться. Кажется, никогда с такой жадностью, увлечением и страстью я не работала, как в этот незабываемый день. Мне так хотелось захватить в свои объятия все, что я видела, - воздух, воду, лес...».

Слушать тишину, вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.

Путешествие по Сайменской системе

Полу-тысячелетняя история

Возраст Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив с озером Сайма , насчитывает чуть более 150 лет. Но попытки его создания начались почти пол-тысячи лет назад. Впервые об этом задумался еще в 1499 году Эрик Туресcон Бьелке, комендант крепостей Выборг и Оланвилинна . Дело было в том, что Сайменская озёрная система была связана с Ладожским озером и Финским заливом только бурными и узкими порожистыми реками. Они отлично подходили для рыбной ловли, но, увы, совсем не годились на транспортировки грузов. Чтобы привезти жителями Суоми соль, спички и продукты из Швеции, нужно было 50 верст тащить корабли волоком по земле. Это не только затрудняло торговое сообщение, но и существенно повышало цены на товары. Эрик Туресcон Бьелке с энтузиазмом принялся за создание канала, начертил план работ, нанял рабочих… К сожалению, результатом усилий стал лишь ров длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. После этого работы пришлось остановить − стало ясно, что рытье канала займет слишком много времени и обойдется слишком дорого. После этого попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом или Ладожским озером предпринимались множество раз, но успеха не имели. Все изменилось в начале XIX века. К тому моменту Финляндия стала частью Российской империи, а технологии строительства ушли далеко вперед. В 1826 году финны отправили депутацию крестьян к Николаю I с просьбой наконец соединить водной дорогой озеро Сайма и Финский залив. Император одобрил идею, но, увы, нужной для строительства суммы в казне в тот момент не нашлось. Работы по созданию канала начались лишь в 1845 году и продлились около 11 лет. На этот проект ушла астрономическая по тем временам сумма – 12 миллионов серебряных марок – но благодаря высокой эффективности канала затраты окупились всего за 25 лет. Сейчас общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России − 34 км. Суоми арендует еще 19,3 км канала. Стоимость аренды составляет 1,22 миллиона евро в год плюс 18 евроцентов за каждую валовую единицу вместимости судов.Сейчас по каналу ежегодно проходят около 11,5 кораблей, которые перевозят 4,6 млн. тонн грузов.

5 часов тишины

Несмотря на громкое название «круиз», путешествие по Сайменскому каналу от Выборга до Лаппеенранты длится всего 5 часов. Но не спешите разочаровываться − за это время можно увидеть очень многое.

Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего их придется преодолеть восемь: пять на российской стороне, и три – по другую сторону границы. Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, кораблик не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит все насколько минут. Всего за время путешествия по Сайменскому каналу судно поднимаются на целых 80 метров.

По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Плывя на кораблике, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.

Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию)шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды из канала.

После шлюза под названием Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.

Поле последнего шлюза Mälkiä корабль входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.

Материал по теме

Озерный край

Финляндия известна во всем мире как «страна тысячи озер», хотя на самом деле в этом удивительном крае их насчитывается 187 888 тысяч. Озера сетью раскинуты по территории страны, однако есть в Суоми регион, где их особенно много.

7 важных правил путешествия по Сайменскому каналу

Чтобы поездка по Сайменскому каналу не доставила никаких проблем, а доставила массу удовольствия, не лишним будет запомнить несколько простых правил:

Не стоит ожидать от этой поездки таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде.

Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей. Кораблик движется со скоростью чуть больше 10 километров (57 км длины Сайменского канала он проходит примерно за 5 часов). Зато такое неторопливое плавание как нельзя лучше подходит по характеру не любящим спешку финнам, так что обычно на корабле их можно увидеть великое множество.

Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту . Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах.Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты,

На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free . Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.

Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Делов том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветренную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.

На кораблике, курсирующем о Сайменскому каналу, предлагается ужин по системе«шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторанчике на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно.

Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.

Как добраться?

Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.

  • С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
  • Самостоятельно. Можно самому купить билеты на кораблик, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте www.saimaacruises.fi .Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!